Использование 256 градаций серого цвета. Цветовые градации и разрешение выводного устройства. Типы растровых изображений

Различные цветовые режимы:

  1. Режим RGB (миллионы цветов)
  2. Режим CMYK (цвета четырехцветной печати)
  3. Режим индексированных цветов (256 цветов)
  4. Режим градаций серого (256 оттенков серого)
  5. Битовый режим (2 цвета)

Цветовой режим, или режим изображения, определяет, как объединяются цвета на основе количества каналов в цветовой модели. Разные цветовые режимы дают различные уровни детализации цвета и размер файла. Например, используйте цветовой режим CMYK для изображений в полноцветной печатной брошюре, а цветовой режим RGB для изображений, предназначенных для Интернета или электронной почты, чтобы уменьшить размер файла, сохраняя достоверность цветов.

Цветовой режим RGB

Режим RGB в Photoshop использует модель RGB, назначая каждому пикселу значение интенсивности. В изображениях с 8 битами на канал значения интенсивности находятся в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый) для каждого из RGB-компонентов цвета (красный, зеленый, синий). Например, ярко-красный цвет имеет значение R=246, G=20 и B=50. Если значения всех трех компонентов одинаковы, получается затемнение нейтрально-серого цвета. Если значения всех компонентов равны 255, то получается чистый белый, а если 0, то чистый черный.

Чтобы воспроизвести цвета на экране, в изображениях RGB используются три цвета, или канала . В изображениях, содержащих 8 бит на канал, каждый пиксел содержит 24 бита (3 канала по 8 бит) цветовой информации. В 24-битных изображениях три канала позволяют воспроизводить до 16,7 миллиона цветов на пиксел. В 48-битных (16 бит на канал) и 96-битных (32 бита на канал) изображениях каждый пиксел может воспроизводить еще больше цветов. Помимо того что модель RGB является режимом по умолчанию для новых изображений, создаваемых в Photoshop, она еще используется для отображения цветов компьютерными мониторами. Это означает, что при работе в цветовых режимах, отличных от RGB (например, в CMYK), Photoshop конвертирует изображение в RGB для отображения на экране.

Несмотря на то что RGB является стандартной цветовой моделью, точный диапазон отображаемых цветов может быть разным в зависимости от приложения и устройства вывода. Режим RGB в Photoshop изменяется в зависимости от параметров настройки рабочего пространства, установленных в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Режим CMYK

В режиме CMYK пикселу для каждой из триадных красок присваивается значение в процентах. Самым светлым цветам (цветам подсветки) назначается меньшее значение, а более темным (цветам тени) - большее. Например, ярко-красный цвет может состоять из 2 % голубого, 93 % пурпурного, 90 % желтого и 0 % черного. Если в изображениях CMYK все четыре компонента равны 0 %, то получается чистый белый цвет.

Режим CMYK предназначен для подготовки изображения к печати с использованием триадных цветов. В результате преобразования RGB-изображения в CMYK получается цветоделение . Если исходное изображение было RGB, его лучше всего отредактировать в режиме RGB и только в самом конце редактирования преобразовать в CMYK. В режиме RGB команды «Параметры цветопробы» позволяют имитировать эффекты преобразования в CMYK, не изменяя сами данные. В режиме CMYK можно также работать непосредственно с изображениями CMYK, полученными со сканера или импортированными из профессиональных систем.

Несмотря на то что CMYK - это стандартная цветовая модель, точный диапазон воспроизводимых цветов может различаться в зависимости от печатной машины и условий печати. Режим CMYK в Photoshop изменяется в зависимости от параметров настройки рабочего пространства, установленных в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Цветовой режим Lab

Цветовая модель L*a*b* (Lab) Международной светотехнической комиссии основана на восприятии цвета человеческим глазом. В режиме Lab числовые значения описывают все цвета, которые видит человек с нормальным зрением. Поскольку значения Lab описывают, как выглядит цвет, а не сколько конкретной краски требуется устройству (например, монитору, настольному принтеру или цифровой камере) для воспроизведения цветов, модель Lab считается аппаратно-независимой цветовой моделью. Системы управления цветом используют Lab в качестве справочника цветов, чтобы получать предсказуемые результаты при преобразовании цвета из одного цветового пространства в другое.

В режиме Lab есть компонент яркости (L), который может находиться в диапазоне от 0 до 100. В палитре цветов Adobe и на панели «Цвет» компоненты a (зелено-красная ось) и b (сине-желтая ось) могут иметь значения в диапазоне от +127 до –128.

Изображения Lab можно сохранять в следующих форматах: Photoshop, Photoshop EPS, Large Document Format (PSB), Photoshop PDF, Photoshop Raw, TIFF, Photoshop DCS 1.0 и Photoshop DCS 2.0. 48-битные (16 бит на канал) изображения Lab можно сохранять в форматах Photoshop, Large Document Format (PSB), Photoshop PDF, Photoshop Raw и TIFF.

Примечание.

Файлы в форматах DCS 1.0 и DCS 2.0 в момент открытия преобразуются в CMYK.

Режим градаций серого

В режиме градаций серого в изображениях используются различные оттенки серого цвета. В 8-битных изображениях допускается до 256 оттенков серого. Каждый пиксел изображения в градациях серого содержит значение яркости в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый). В 16- и 32-битных изображениях количество оттенков серого значительно больше.

Значения оттенков серого также могут быть выражены в процентах суммарного покрытия черной краской (значение 0 % эквивалентно белому, а 100 % - черному).

Режим градаций серого использует диапазон, определенный параметрами рабочего пространства, заданными в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Битовый режим

Битовый режим представляет каждый пиксел изображения одним из двух значений (черный или белый). Изображения в этом режиме называются битовыми (1-битными), поскольку на каждый пиксел приходится ровно один бит.

режим «Дуплекс»

В режиме «Дуплекс» создаются монотонные, дуплексные (двуцветные), триотонные (трехцветные) и тетратонные (четырехцветные) изображения в градациях серого с использованием от одной до четырех заказных красок.

Режим «Индексированные цвета»

Режим «Индексированные цвета» выдает 8-битные изображения, содержащие не более 256 цветов. При преобразовании в режим индексированных цветов Photoshop строит таблицу цветов изображения (CLUT) , в которой хранятся и индексируются цвета, используемые в изображении. Если цвет исходного изображения отсутствует в этой таблице, программа выбирает ближайший из имеющихся цветов или выполняет дизеринг для имитации недостающего цвета.

Хотя палитра цветов этого режима ограниченна, он позволяет уменьшить размер файла изображения, при этом сохраняя качество изображения, необходимое для мультимедийных презентаций, веб-страниц и т. п. Возможности редактирования в этом режиме ограниченны. Если необходимо большое редактирование, следует временно перейти в режим RGB. В режиме индексированных цветов файлы можно сохранять в следующих форматах: Photoshop, BMP, DICOM (медицинский формат цифровых изображений и связи), GIF, Photoshop EPS, формат больших документов (PSB), PCX, Photoshop PDF, Photoshop Raw, Photoshop 2.0, PICT, PNG, Targa® и TIFF.

Многоканальный режим

Изображения в многоканальном режиме содержат 256 уровней серого для каждого из каналов и могут пригодиться при специализированной печати. Такие изображения можно сохранять в следующих форматах: Photoshop, Large Document Format (PSB), Photoshop 2.0, Photoshop Raw и Photoshop DCS 2.0.

При преобразовании изображений в многоканальный режим могут оказаться полезны следующие сведения.

    Слои не поддерживаются, и поэтому выполняется их сведение.

    Цветовые каналы исходного изображения становятся каналами плашечных цветов.

    При преобразовании изображения CMYK в многоканальный режим создаются голубой, пурпурный, желтый и черный каналы плашечных цветов.

    При преобразовании изображения RGB в многоканальный режим создаются голубой, пурпурный и желтый каналы плашечных цветов.

    Удаление канала из изображения RGB, CMYK или Lab автоматически преобразует это изображение в многоканальный режим путем сведения слоев.

    Чтобы экспортировать многоканальное изображение, его нужно сохранить в формате Photoshop DCS 2.0.

Примечание.

Изображения с индексированными и 32-битными цветами невозможно преобразовать в режим «Многоканальный».

При этом выпадет меню, показывающее все цветовые режимы, которые может использовать Photoshop. У текущего режима слева будет стоять галка:

Итак, каким образом режим "Градации серого" изменяет фотографию из цветной на черно-белый вариант? В отличие от цветового режима RGB, который может воспроизводить миллионы (и даже миллиарды) цветов, "Градации серого" не воспроизводит цвета вообще. Он может воспроизводить только черный, белый и все оттенки серого между ними, и ничего более. Когда мы конвертируем цветное фото в ч/б с помощью этого режима, Photoshop, используя оригинальную цветовую информацию, по существу, только приблизительно определяет, как должна выглядеть черно-белая версия изображения.

Чтобы преобразовать изображение в ч/б с помощью этого режима, просто нажмите на него в списке цветовых режимов:

В Фотошопе откроется небольшое диалоговое окно, где нас спросят, действительно ли мы хотим отказаться от цветовой информации. Если вы используете версию CS3 и выше (здесь я использую CS6), программа порекомендует вам использовать преобразование с помощью коррекции "Черно-белое" , как имеющую больше настроек, но т.к. нас здесь интересует режим "Градации серого", нажимаем на левую кнопку "Отменить" (В англоязычной версии эта кнопка правая и называется "Discard", левая кнопка - "Cancel").

Photoshop мгновенно отбросает информацию о цвете фотографии и оставляет нам свой вариант черно-белого изображения:

Это, безусловно, вариант ч/б изображения, но хорош ли он? Вроде как не совсем. Светлые области недостаточно светлые, тёмные - недостаточно тёмные, и, в целом, она выглядит довольно тускло и неинтересно. Что еще хуже, мы могли управлять преобразованием. Photoshop просто лишил цвета изображение и всё. Но, тем не менее, это было сделано быстро.
Следовательно, этот вариант подходит в случае, если мы создаем какой-то спецэффект и нам нужно быстро удалить цвет из фотографии, не беспокоясь о качестве полученного изображения.

Если мы еще раз посмотрим на информацию в верхней части окна документа, мы видим, что цветной режим теперь указаны как "Гр. сер", сокращенно от "Градации серого" (в англ. версии - "Gray", сокращенно от "Grayscale"):

И если мы теперь посмотрим в палитру каналов, то увидим, что имевшиеся первоначально красный, зеленый и синий каналы исчезли, а это означает, что Photoshop более не имеет никакого способа воспроизведения цвета в изображении. Все, что у нас есть сейчас - это только один серый канал, дающий черно-белый вариант:

Имейте в виду, что если на данном этапе Вы сохраните и закроете изображение, информация о цвете будет потеряна навсегда. Для быстрого переключения режима обратно в RGB нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Z.

Подведём итог.
Мы выяснили, что большинство изображений по умолчанию находятся в цветном режиме RGB. Чтобы преобразовать цветное фото в черно-белое помощью режима ""Градации серого"", пройдите по пункту главного Изображение --> Режим --> Градации серого (Image --> Mode --> Grayscale), после чего откроется окно, в котором нажмите левую кнопку "Отменить" (В англоязычной версии эта кнопка правая и называется "Discard").

Это быстрый и удобный способ удалить цвета из фото, когда качество полученного изображения не имеет значения.

В следующем материале мы рассмотрим ещё один способ преобразования изображения в черно-белое при помощи Photoshop, на этот раз

В программах для персональных компьютеров на каждый канал изображения отводится 8 битов. 256- это максимальное число различных значений, которые могут быть выра­жены восемью битами. Следовательно, 8-битный канал имеет 256 оттенков или града­ций. Изображение на экране офисного монитора также имеет 8-битные каналы (в режиме TrueColor), что соответствует 16,7 млн. возможных цветов изображения. Изображения, имеющие большее число оттенков (скажем, с 16-битными каналами), существуют и ис­пользуются для высококачественной полиграфии.

Модель RGB может быть описана как трехмерная система координат, каждая из которых соответствует одному из базовых цветов (каналов). Значения базового цвета меняются от нуля до максимума (100% или 255 градаций).

На диагонали куба, соединяющей черную и белую точки, расположе­ны оттенки серого - серая шкала. Серые оттенки образуются из равных долей базо­вых цветов. В трех вершинах куба расположены чистые цвета, в других - двойные сочетания базовых компонентов (голубой, пурпурный, желтый). В остальном про­странстве располагаются смешанные цвета, определяемые цветовыми координатами. Работа с моделью требует некоторого навыка.

Рассмотрим каналы Посмотрев на панель Channels для изображения в модели RGB, вы увидите три цветовых канала. Четвертую, верхнюю строку, занимает совмещенное изображение каналов. Посмотрим, каким образом создается цвет в модели. Если отключить все каналы, кроме красного изображение станет очень темным, теперь в нем есть только красный цвет. Чем более красным является участок, тем он светлее. Если цвет не содержит красного компонента, он представляется черным. Серые оттенки также окрашены в оттенки красного. Белые имеют максимальную яркость. Включив второй, скажем, зеленый канал, вы обнаружите, что в изображении появились оранжевые и желтые тона, поскольку сложение зеленого и красного лучей дают желтый цвет. Разумеется, появляются и зеленые оттенки. Изображение становит светлее (аддитивное наложение цветов). Серые области приобретают оттенки желтого, белые - ярко-желтый цвет.

Включив третий канал, вы увидите все цвета изображения. Три компонента, смешавшись в равной пропорции, дадут серые тона, появятся темно-зеленые, и голубые оттенки. Поскольку синий цвет в большом количестве содержится в тенях, будут уточнены детали. Яркость изображения еще увеличится.

Модель CMYK

Подавляющее большинство объектов не излучает собственный свет, но тем не менее они тоже окрашены. Несветящиеся объекты поглощают часть спектра света, осве­щающего их, и отражают оставшееся излучение. В зависимости от того, какой цвет имеет падающий свет и в какой области спектра происходит поглощение, объекты отражают (окрашены в) разные цвета. Цвета, которые используют падающий свет, вычитая из него определенные части спектра, называются субтрактивными ("разно­стными"). Субтрактивные цвета легче для понимания, чем аддитивные, поскольку вы часто оперируете ими (например, при покраске дачи или рисовании акварель­ными красками). Смешение субтрактивных составляющих затемняет результирую­щий цвет (объект поглощает больше света). Смешение максимальных количеств всех компонентов даст черный цвет. При нулевых значениях компонентов объект не поглощает свет и имеет белый цвет (белая бумага). Смешение равных значений трех компонентов даст оттенки серого.

CMYK - наиболее популярная модель, описывающая субтрактивные цвета и основная модель, используемая в полиграфии. Описываемое ею цветовое про­странство также образовано из трех базовых цветов. Модель CMYK тесно связана с моделью RGB: ее базовые цвета - результат вычитания основных RGB-компонентов из белого цвета. Это Cyan (голубой = белый - красный), Magenta (пурпурный = белый - зеленый), Yellow (желтый = белый - синий).

Черный цвет - максимальные значения компонентов, белый - нулевые, Черная и белая точка связаны серой шкалой. В вершинах куба располагаются чистые а CMY и их двойные смешения (которые представляют собой цвета RGB).

Модель описывает реальный процесс цветной печати. Пурпурная, голубая и желтая краски ("полиграфическая триада") последовательно наносятся на бумагу в различных пропорциях. Этими красками большая часть видимого цветового спектра может быть репродуцирована на бумаге.

При печати очень темных и черного цвета теоретически необходимо в область черного максимальное количество каждой краски. На практике это не осуществляется, поскольку ведет к переувлажнению бумаги и неоправданному расходу красок. Кроме того, реальные краски обязательно содержат примеси и при смешивании дадут не черный, а темно-коричневый цвет.

Для решения этой проблемы в число основных полиграфически; красок (и в модель) была внесена черная краска (черный канал). Сокращения CMYK состоит, таким образом, из обозначений каждого компонента: С - Cyan (голубой), М -Magenta (пурпурный), Y- Yellow (желтый), черный сокращается до буквы К. CMYK 4-канальная цветовая модель. Значения базового цвета меняются от нуля до максимума (100% или 255 градаций). Обратите внимание, черный цвет не является математически обоснованным – он введен в состав модели только в связи с технологикй печати.

Рассмотрев по очереди цветовые каналы, вы обнаружите, что в пурпурном содержится красные и синие области изображения, В желтом –желтые, зеленые и красные, в голубом – зеленые,синие, а черный канал содержит тени. Именно в черном канале находится большинство деталей, и он в первую очередь определяет яркость точек.

Евгений Кузнецов

Мне приходилось неоднократно встречаться с людьми, считающими, что чем выше разрешение линиатуры растра при печати графических изображений, тем выше выходное качество издания. В данной статье мне бы хотелось немного пролить свет на это, так как вопрос достаточно нетривиален, и требует обсуждения:).

Для начала определимся с понятиями. В данной статье я буду использовать несколько терминов, понимание значения которых необходимо для корректного восприятия материалов статьи.

dpi - количество точек на дюйм - разрешение, определяющее количество микроточек конкретного выводного устройства (будь то принтер или фотонаборный автомат) на единицу длины (обычно - на дюйм). Фактически, этот параметр определяет размер минимальной точки, которую можно вывести на печать. Чем выше этот параметр, тем, соответственно, меньше может быть размер минимальной точки. Обычное значение этого параметра - от 600-800 до 2400-2540 и более dpi.

lpi - линиатура - количество растровых точек на дюйм - параметр, опререляющий плотность укладки линий растра на единицу длины (это также обычно линейный дюйм) в оригинале после прохождения им процесса растрирования. Это разрешение должно быть значительно меньше разрешения в dpi (почему - описано ниже в данной статье), и обычно составляет 100, 133, 150, 175 или 200 lpi. То есть, растровая точка обычно значительно крупнее минимальной точки, которую можно воспроизвести на данном устройстве.

Градация - оттенок одного и того же цвета. Например, термин "градация серого" может обозначать любой цвет от черного до белого, например, 50-процентный серый цвет.

Ну а теперь постараемся разобраться во всем подробно и обстоятельно.

Наверное, каждый из Вас видел и визуально для себя сравнивал изображения, отпечатанные на газетной бумаге, и изображения, отпечатанные в альбомах на высококачественной мелованной или глянцевой бумаге. Первое, что бросается в глаза при их просмотре (по крайней мере, то, что бросается в глаза мне:) - это использование в печати различных размеров растровых точек. При печати газетной продукции обычно используются низкие значения линиатур (менее 100, 100, или 133 линий на дюйм), а при изготовлении более качественных отпечатков - соответственно, более высокие значения (150, 175 и более). В зависимости от свойств бумаги, качества печатного станка и некоторых других факторов, существуют оптимальные параметры, которые разнятся от одной типографии к другой (в зависимости от использованного у них оборудования), но в общем случае, чем выше линиатура, тем большее количество деталей изображения можно передать в печати. Ниже на тестовом изображении показана имитация растрирования с использованием различных линиатур.

Рис. 1а.Пример растрирования с использованием линиатуры 60 lpi

Рис. 1б. Пример растрирования с использованием линиатуры 100 lpi

Рис. 1в. Пример растрирования с использованием линиатуры 150 lpi

Рис. 1г. Пример растрирования с использованием линиатуры 200 lpi

Однако печать более высокими линиатурами предъявляет ряд требований к бумаге, печатному станку, и даже к разрешению фотонаборного автомата, поэтому, большое значение линиатур - далеко не всегда благо. Обычно слишком высокая линиатура и соответственно, слишком мелкие растровые точки создают эффект более "контрастной" печати - светлые участки изображения становятся светлее (обычно - из-за проблем копировальных процессов), а темные - сливаются в плашки, где исчезают теневые детали. В результате изображение начинает страдать от недостатка оттенков. В рамках данной статьи рассматривается только влияние разрешения фотонаборного автомата на качество передачи растровых точек, а, следовательно, и оттенков изображения. То есть, рассматривается то, что определяется еще на последней стадии допечатной подготовки - на фотовыводе.

Разрешение фотонаборного автомата (или другого выводного устройства) - это параметр, определяющий максимально возможное количество микроточек, воспроизводимых на единицу длины. Обычно, чем выше это значение, тем лучше - соответственно, чем большее количество точек можно напечатать, тем более тонкие формы элементов можно воспроизвести. Под тонкостью формы в данном случае подразумевается правильность и сглаженность контуров растровой точки, и отображение их с минимальной дискретностью. Ниже на изображении показаны сильно увеличенные эллиптические растровые точки плотностью 30% с углом поворота растра 45 градусов (черная краска), взятые из реального изображения, которое было растрированного с использованием линиатуры 150 линий на дюйм, с использованием различных (указанных на подписях к рисункам) разрешений фотонаборного автомата.

Рис. 2а. Форма растровой точки при разрешении 600 dpi

Рис. 2б. Форма растровой точки при разрешении 1200 dpi

Рис. 2в. Форма растровой точки при разрешении 1800 dpi

Рис. 2г. Форма растровой точки при разрешении 2400 dpi

Из рисунков видно, что форма и правильность очертаний отдельно взятой растровой точки всецело зависит от величины выходного разрешения фотонаборного автомата (или другого выводного устройства, того же принтера). Ну а чем качественнее воиспроизведена растровая точка, чем большим числом элементов (микроточек) она построена, тем большее количество цветов, или градаций она способна передать, т.к. цвет в каком-либо месте отпечатка зависит, в основном, от размера растровой точки (ну и немного - от степени белизны бумаги и от наличия или отсутствия лака. Ну и конечно, еще и от условий печати). Математически же формула для подсчета числа градаций, возможных при заданных значениях линиатуры и разрешения в dpi, записывается следующим образом:

Формула предельно проста и понятна, а единичка добавляется к общему числу градаций, чтобы учесть цвет, в котором полностью отсутствуют растровые точки (т.е., цвет бумаги - обычно белый). Занявшись несложными подсчетами, мы можем определить, как разрешение фотонаборного автомата определяет выходное число градаций на выводе. Ниже приведена таблица для четырех различных разрешений фотонаборного автомата и выходных линиатур. При этом указано, какое максимальное количество градаций возможно получить при заданных условиях.

Выходная линиатура,lpi Доступное число градаций,VOT (Variables of Tone)
1200 2400 3600 4800
60 400 1600 3600 6400
80 225 900 2000 3600
100 140 550 1200 2300
120 100 400 900 1600
133 80 320 730 1300
150 65 256 570 1025
175 48 180 420 750
200 37 145 325 577
225 29 110 256 450
250 24 93 205 360

При этом считается, что разрешение фотонабора (принтера) по обоим направлениям экспонирования пленки (печати) одинаково. В случае, если разрешения различны, высчитывается среднее квадратическое этих обоих разрешений, и подставляется в вышеуказанную формулу. Из таблицы видно, что при печати с использованием одного и того же разрешения в общем случае рост линиатуры приводит к значительным потерям в передаче цветовых оттенков, что можно наблюдать на практике, при печати с высокими линиатурами снедостаточно высоким разрешением.

Какое количество градаций можно считать достаточным? В большинстве растровых файлов используется глубина цвета для одного цветового канала, равная 8 битам на один пиксел изображения. Если каналов три, как в аддитивной модели RGB, то суммарная глубина цвета составит 24 бита на пиксел, а если используется четыре канала, как в субтрактивной модели CMYK, то глубина цвета всех их составит 32 бита. Таким образом, один пиксел в одном цветовом канале может иметь одно из 2-х в 8-й степени (256) состояний, определяющих его цвет. В идеале выводное устройство должно обеспечивать те же 256 уровней яркости, или, применительно к полиграфии, 256 различных состояний растровых точек (не более). Так, естественно, происходит не всегда, и все 256 градаций ни одно устройство, как правило, не воспроизводит. Но рабочие параметры разрешения вывода в dpi всегда должны быть указаны "с запасом", что обеспечит достаточный уровень качества и снизит влияние различных погрешностей на качество печати. Таким образом, оптимальное разрешение в dpi для печати 150 - ой линиатурой составляет 2400 dpi, разрешение для линиатур 175 и 200, а также 225 - 3600 dpi. Большие значения разрешения для получения еще большего числа градаций указывать не только бесполезно (так как вы не сможете визуально различить такое большое число оттенков, значение 256 - это уже "потолок" здравого смысла, а выше него начинается фанатизм), но и вредно, так как при этом сильно растет процессорное время, необходимое на печать и обработку принтерных данных, выводимых с таким высоким разрешением. В достаточно редких случаях для некоторых проектов можно использовать значения линиатур растра свыше 225 линий на дюйм, и использовать для этого разрешение 4800 dpi. Это значение разрешения обеспечит необходимое число градаций. Не забывайте также, что печать высокими линиатурами чревата также большими проблемами с копировкой печатных форм, где слишком "тонкий" растр может быть просто "закопирован", т.е. светлые участки формы могут быть полностью обесцвечены; не забывайте также про темные участки, которые могут превратиться в плашки, если просвет между растровыми точками слишком мал. Не забывайте и про растискивание, от которого сильно страдают особенно высоколиниатурные работы.

Тип материала, на котором производится печать Линиатура Оптимальное разрешение
lpi dpi
Низкокачественная газетная бумага 80 до 1200
Газетная бумага 100 1600-2400
Газетная и офсетная бумага 133 2200-2540
Качественная офсетная, мелованная бумага 150 2540-2800
Мелованная бумага 175 2800-3200
Высококачественные сорта мелованной бумаги 200 3200-3600 и более

Патология, рассматриваемая нами далее, бывает врождённой (как правило) или приобретённой (гораздо реже) и касается зрения. То есть при дальтонизме цвет воспринимается человеком не так, если сравнивать с остальными. Восприятие аномальное. В зависимости от формы проблемы её симптомы будут отличаться. В любом случае при данном недуге утрачивается способность к восприятию одного или более цветов. Чтобы диагностировать такого рода слепоту, используют тест Ишихара и FALANT-тест.

Помимо этого выявить неладное помогают аномалоскопия и полихроматическая таблица Рабкина. Что касается способов лечения, на сегодняшний день специфических способов устранения дальтонизма нет. Специалисты в рамках симптоматической терапии могут предложить очки и линзы с особыми фильтрами, чтобы скорректировать состояние. В качестве альтернативы также прибегают к помощи программ и кибернетических устройств, позволяющих работать с цветными изображениями.

Открытие дальтонизма и статистика

При цветовой слепоте рецепторы сетчатки воспринимают цвет с нарушениями. При этом функционально в остальном орган не страдает. Примечательно, что недуг назван в честь Дж.Дальтона. Английскому химику эта болезнь досталась по наследству, а её описанием он занялся примерно в 1794 году. Современные исследователи и врачи сегодня говорят о том, что дальтонизм чаще всего поражает представителей сильного пола (около 2-8%). Женщины сталкиваются с проблемой в разы реже (около 0,4%).

Если же рассматривать распространённость форм заболевания, окажется, что в 6% случаев у мужчин отмечают дейтераномалию. Примерно у 1% может присутствовать протаномалия и у ещё более меньшего числа – тританомалия. Но самой редкой формой считают ахроматопсию – она отмечается у одного на 35 000 человек. Примечательно, что риск развития именно этого вида дальтонизма возрастает при совершении близкородственных браков. Например, на острове Пингелапе (Микронезия) есть целые семейства с дальтонизмом и всё из-за множества кровнородственных союзов.

Цветовая слепота и её причины

Как отмечалось выше, проблема связана с искажённым восприятием цвета рецепторами сетчатки (точнее, её центральной частью). Обычно орган имеет три вида колбочек, в которых содержится белковый пигмент, чувствительный к цветам. Определённый тип рецепторов ответственен за восприятие того или иного оттенка. Благодаря рецепторам, реагирующим на все спектры синего, красного, зелёного, человек получает цветное зрение.

Дальтонизм как наследственную аномалию связывают с мутацией Х-хромосомы. Именно поэтому болезнь часто касается мужчин, чьи матери были так называемыми кондукторами гена с патологией. Девочка рискует столкнуться с патологией, если её отец был дальтоником, а мать – носителем дефекта на генетическом уровне. Исследования показали, что спровоцировать невосприимчивость к цветам способны мутации в более чем 19 хромосомах. Также выявлено около 56 генов, при наличии которых развивается дальтонизм. Не исключены врождённые патологии. Например, спровоцировать недуг может дистрофия колбочек. У некоторых всё дело в амаврозе Лебера или пигментном ретините.

Что касается приобретённого дальтонизма, тут важную роль играют травмы мозга (затылочной доли). Возможны опухоли (не обязательно злокачественные). Негативно повлиять на зрение в плане цветовосприятия способен . Бывает, что причина в посткоммоционном синдроме. Помимо этого специалисты называют дегенерацию сетчатки, влияние ультрафиолета. У некоторых проблема обусловлена возрастной макулодистрофией. В этот список стоит добавить катаракту, диабетическую ретинопатию. Интоксикация или отравление иногда провоцируют временный дальтонизм.

Формы дальтонизма и их проявления

Из всего вышесказанного ясно, что при дальтонизме человек не может отличить один цвет от другого. При этом та или иная форма недуга имеет свои особенности. Например, при протанопии не воспринимаются красные оттенки. А вот тританопия отличается тем, что не получается отличить сине-фиолетовую часть спектра. При дейтеранопии не дифференцируется зелёный, а при ахроматопсии вообще нет возможности к цветовосприятию. То есть последним мир видится буквально чёрно-белым.

Как отмечают специалисты, чаще всего речь идёт о более простых формах дальтонизма, когда не удаётся воспринять какой-то один основной цвет. Тогда говорят об аномальной трихроматии. Примечательно, что трихроматы с протаномальным зрением, воспринимая жёлтый будут видеть больше красных оттенков, а дейтераномалы – зелёный. Протанопы утраченную часть цветовой гаммы заменят на синий с зелёным. У дейтеранопов преобладают синий и красный, а у тританопов пару красному составит зелёный. У некоторых присутствует красно-зелёная слепота.

Методы диагностики проблем с цветовосприятием

Ранее упоминалось, что для проверки зрения офтальмологи используют тесты (Ишихара, FALANT-тест). Также в рамках исследования могут понадобиться полихроматические таблицы Рабкина. Если нужно, процесс дополняют аномалоскопической методикой. В частности, цветной тест Ишихара – это фотографии с изображениями цветных пятен. Сочетаясь, пятна образуют рисунок. Если у человека дальтонизм, он потеряет часть рисунка и не сможет точно охарактеризовать изображение. Также на некоторых карточках представлены простые геометрические символы, арабские цифры. Примечательно, что фон фигурки и основной отличаются незначительно, поэтому часто при недуге получится увидеть лишь задний план. К слову, для детей вместо цифр заготовлены детские рисунки. Диагностика по таблицам Рабкина происходит аналогичным образом.

В особых случаях (например, если человек устраивается на работу, где существуют особые требования к восприятию цвета) осуществляют аномалоскопию и FALANT-тест. Первый способ расскажет как о типе нарушения, так и даст представление об уровне яркости, цветовой адаптации. Можно будет изучить влияние возраста, давления и состава воздуха и узнать о том, как на работу рецепторов сетчатки влияют лекарства. Методика необходима для установки норм, касающихся различий цвета. С её помощью оценивают профпригодность в некоторых отраслях и контролируют результаты лечения. А вот FALANT-тест широко используют в США, когда обследуют будущих военных. Человеку нужно с определённого расстояния определить цвет, который излучает маяк. Свечение состоит из трёх, немного приглушённых цветов. Отмечено, что даже при лёгкой форме дальтонизма 30% мужчин проходят тестирование.

По словам специалистов, врождённый недуг часто диагностируют поздно, так как дальтоник называет цвета, ориентируясь на общепринятые понятия (например, трава – зелёная и тд), но не так, как на самом деле их видит. Если имеет место отягощённая семейная проблема подобного рода, нужно как можно раньше и в обязательном порядке обследоваться у офтальмолога. Это особенно важно, если недуг вторичный, то есть вызван другими проблемами со зрением – катарактой, диабетической нейропатией, возрастной макулодистрофией. В результате в качестве осложнений может начаться миопия. Не исключена дистрофия сетчатки.

Важно понимать, что дальтонизм не отражается на остроте или сужении поля зрения. Если есть сложности такого рода, значит дело в каком-то ином заболевании. Здесь не обойтись без дополнительных исследований. То же самое относится к приобретённым формам дальтонизма. Так как недуг в данном случае – это лишь следствие более глубокой проблемы, следует для начала устранить именно её. Это убережёт от развития осложнений, например, в виде органических изменений глазного яблока. Специалисты советуют каждый год проходить тонометрию и офтальмоскопию. Не помешает периметрия. В этот список также включены рефрактометрия и биомикроскопия.

Способы устранения дальтонизма

Пока пути избавления от врождённого недуга не существует. То же самое можно сказать о цветовой слепоте, обусловленной патологиями в генах, например, при амаврозе Лебера или дистрофии колбочек. В помощь людям созданы тонированные фильтры для очков. Также предлагаются контактные линзы (сегодня представлено около 5 типов корректирующих линз). И те, и другие должны уменьшить проявления проблемы. Говорить об эффективности очков или линз можно в том случае, если удалось сдать тест Ишихара на 100%.

Тем, кто работает в цветовой палитре, улучшить ориентацию помогают спецразработки – кибернетические глаза, ай-борг, GNOME. С приобретённым нарушением должны справиться специалисты, занятые устранением основной патологии-провокатора. В частности, дальтонизм исчезнет, если излечат от катаракты или повреждения мозга. В любом случае прогнозы врачей благоприятны. Но, конечно, не стоит забывать, что дальтонизм так или иначе повлияет на качество жизни человека. К примеру, выбор профессии будет ограничен, то есть стать врачом, водителем общественного транспорта или военным явно не получится. А в Румынии и Турции при дальтонизме даже не выдают водительские права.

Наконец, чтобы обезопасить себя от столкновения с рассмотренным в статье недугом, при планировании беременности лучше проконсультироваться с генетиком (особенно если брак между родственниками или в семье есть дальтонизм). При прогрессирующей катаракте и сахарном диабете следует несколько раз в год посещать офтальмолога.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх