Мозаика из камня и гальки: мастер-класс. Увидеть красоту в обычных булыжниках или как я делал каменную мозаику Укладка каменной мозаики своими руками

Традиция использования природного камня в строительстве сохранилась и в наше время. Гранит, известняк, туф и другие горные породы с успехом применяются не только при возведении сооружений различного предназначения, но и при отделке. Одним из способов украшения построенного здания и увеличения прочности его конструкции является мозаика из камня.

Это не только стандартные облицовочные мраморные или гранитные плиты, но и красочные авторские работы, набранные из разных по цвету и фактуре мелких осколков. Каждая авторская мозаика из натурального камня - это прежде всего произведение искусства, и оно долго будет украшать сооружение и рассказывать о том времени, в котором работал его творец.

Материал для изготовления мозаики

Попробовать себя в этом творчестве может каждый. Имея даже небольшой загородный дом или участок, можно создавать не только прекрасные мозаичные панно или причудливо выкладывать каменные дорожки из разноцветных камешков, но и использовать для этой цели готовые модули из каменных квадратов. Любая мозаика из камня может значительно украсить бассейн, напольное покрытие кухни или наружные стены. Каждая работа требует определенных знаний и сноровки, поэтому, задумав украсить собственный дом или участок каменной мозаикой, стоит познакомиться с основами мастерства и попробовать свои возможности в изготовлении небольшой

Обычная прогулка вдоль речного берега может принести достаточно большой запас разнообразных мелких камней для будущей мозаики. Отсортировав их по размеру и цвету, затем тщательно промыв и очистив от грязи, можно приступать к созданию предварительного эскиза. Уже имея подобранный материал и примерно представляя, как будет выглядеть мозаика из камней, своими руками можно сотворить настоящее чудо.

Технология проведения работы

Существует две технологии изготовления мозаичного покрытия. Самым доступным и менее трудоемким считается прямой метод вдавливания отдельных элементов в вязкую основу. Обратным способом называется выкладывание мозаичного рисунка на гладкой поверхности и заливка специальным связывающим составом уже готовой картины. После схватывания раствора изделие переворачивается и очищается с лицевой стороны.

Обкатанная водой галька является прекрасным материалом для изготовления таких каменных картин. Отобранная по цвету, форме и размеру галька размещается в соответствии с эскизом в деревянной или металлической рамке. Небольшая выемка по периметру всей рамки поможет связующему составу удержать мозаику в определенных границах.

По высоте борта рамы должны быть чуть больше, чем толщина собранных камней. Перед выкладыванием мозаичного рисунка на дно рамы размещается фанера или картон, обернутый в бумагу. На ней может быть нарисован эскиз будущего творения.

Художественный подход

Собственноручно сделанная мозаика из натурального камня может выглядеть по-разному, в соответствии с фантазией художника, но чаще всего крупные элементы располагаются в центре изделия на переднем плане. Мелкие детали лучше всего смотрятся на заднем плане или в получившихся между крупными камнями пролетах. Для размещения самых маленьких камней, возможно, понадобится пинцет.

Нет необходимости добиваться полного сходства с предварительным эскизом. Самое главное - соблюсти цветовые пропорции и подобрать камешки с оригинальной фактурой. Такое произведение, как мозаика из камня, в любом случае будет выглядеть красиво и элегантно.

Соединение элементов

Все элементы сначала укладываются в рамку без связующего состава. Закончив составление рисунка мозаики, следует закрепить каждый камешек на его месте любым клеем. После этого эпоксидной смолой заливают все свободные места на мозаике и пространство между рамкой и камнями. Слой эпоксидной смолы должен быть не толще 2-3 мм.

После затвердевания мозаика вынимается из рамы, переворачивается и размещается на мягкой поверхности. С изнаночной стороны счищаются остатки бумажной подложки, и производится полная заливка Затем на еще не успевшую затвердеть смолу раскладывается подходящий по размеру отрезок стеклоткани. Поверх тканевого материала также наносится слой эпоксидной смолы. После затвердения мозаика из камня переворачивается лицевой стороной вверх и покрывается тонким слоем бесцветного лака.

Другие материалы и способы

Таким же образом может быть сделана и камня. Добавление бутылочного или другого битого стекла в рисунок мозаики сделает ее более яркой и нарядной.

Более сложным искусством считается набор мозаичного полотна из тонких полированных каменных пластинок. Такая работа требует нарезания пластинок из камня, размещения их в корректирующей размер раме. Технология изготовления картины из полированных пластин сходна с описанной выше. Единственное отличие в том, что мозаика из таких каменных элементов требует после изготовления дополнительной шлифовки и полировки.

Таким же образом выполняется укладка мозаичных элементов и на цементную основу. Мозаики, закрепленные цементным раствором, могут длительное время находиться во взаимодействии с влагой.

Окантовка, дорожки и патио из речной гальки и известкового раствора.

Для изготовления этого патио с мозаикой из гальки автор изменил классический дизайн персидского ковра, демонстрирующий сюжет сотворения мира.

Куда бы я ни пошел, везде собираю камни. Вероятно, эту страсть я унаследовал от моих бабушки и дедушки, которые были геологами, в их саду было множество камней, привезенных из экспедиций. Многие из этих камней достались мне, многие я собрал сам. Долгое время моя коллекция хранилась по всему дому в коробках, ожидая момента, когда, наконец, ею воспользуются.

Во время моего путешествия в Испанию и Португалию я открыл для себя новую форму искусства - мозаику из гальки. Я представить себе не мог, что так красиво можно вымостить дорожки. Площадь Испании в Севилье устлана акрами речной гальки, уложенной волнами, а извилистые тротуары в Лиссабоне выложены изящными черно-белыми камнями.

Дома, в Портленде штат Орегон, я увлекся изучением изготовления подобных мозаик - использовал для этого свою коллекцию камней и известковый раствор. По сути, я использовал технику, которой уже много лет.

Моим первым проектом стало патио на заднем дворе. Я сделал его поверх старого патио из мелкого гравия, применяя извилистые формы для создания волнообразного эффекта (см. фото). С тех пор, как я увлекся естественными науками и универсальными символами, мой задний двор заполнили мозаики, изображающие мандалы, шаманские колеса, делящиеся клетки, квантовые энергетические волны, змеи и спирали, глаза и каменные цветы. Помимо камней я использовал также цветной мрамор, который сверкает на солнце и мерцает при свете луны.

Потенциал применения мозаики из гальки невероятно широк, материалы сравнительно недорогие, а результат может превзойти все ожидания. Таким способом я отделал ступени крыльца, дорожки, патио, стены, ступеньки, пруды, фонтаны, бордюры газонов (см. фото ниже).


Сбор и сортировка гальки

Чтобы не создавать помехи процессу изготовления я всегда заранее сортирую гальку. Если я планирую сделать узоры из камней специфической формы и расцветки, я раскладываю их в отдельные контейнеры. Чтобы увидеть цвета и рисунки камней лучше всего их намочить. Для этих целей отлично подходят большие пластиковые цветочные горшки.

Я покупаю гальку большими объемами, обычно это каменная дрена. Это недорого, но на сортировку требуется время. Обычно сортировку я провожу на специально отведенной для этого части заднего двора. Поливаю водой сразу большое количество камней, чтобы легче было увидеть их цвет. Кроме сортировки по цвету, я обращаю внимание и на необычную форму. Выбираю камни такие, чтобы при установке их лицевая сторона была как можно более плоской. Камни, которые я использую, варьируются в размере от 20 см в диаметре до совсем мелкого гравия для заполнения небольших пустот. Для этого также хорошо подходит и мрамор. Можно использовать плоские гладкие камни любых размеров. Также можно купить уже рассортированные камни, но это будет значительно дороже. Мое самое любимое место сбора камней - где-нибудь на природе. Например, гравийные отмели вдоль рек - это хорошие места для поисков. В некоторых местах собирать камни запрещено, так что убедитесь, что это законно, отнеситесь внимательно к тому, как может повлиять перемещение камней на окружающую природу.

Инструменты и материалы

Количество материалов будет зависеть от масштаба проекта.

Инструменты

  • Строительная тачка
  • Садовая мотыга
  • Садовый шланг и разбрызгиватель
  • Садовый или строительный мастерок
  • Низкий табурет
  • Прочные резиновые перчатки
  • Защитная маска
  • Строительная фанера ½ дюйма толщиной (12,7 мм)
  • Пластина размером 3*3 фута (91,44 см*91,44 см)
  • Обтирочный материал
  • Респиратор (на ваше усмотрение)
  • Материалы
  • Материал для создания формы (2*6 (5,08 см*15,24см) брёвна и колышки или прочная пластиковая окантовка, строительная панель)
  • Дробленый гравий (для фундамента)
  • Готовый сухой строительный раствор (около 36 кг необходимо для мозаики размером примерно 90*120 см ²)
  • Отсортированная сухая галька
  • Соляная кислота (на ваше усмотрение)

Проект дизайна мозаики и подготовка места

Некоторые решения я принимаю уже во время изготовления мозаики, но всегда полагаюсь на рисунок независимо от масштаба проекта. Прежде всего, я рисую на бумаге план проекта (см. иллюстрацию), затем «примеряю» эскиз к месту, таким образом, перед тем, как начать действовать я имею четкое представление о том, что получится. Например, если для обработки краёв я использую большие камни, я сначала раскладываю их, чтобы убедиться, что они подойдут и будут хорошо смотреться.

Я рекомендую попрактиковаться сначала на небольших проектах, как например дорожки из камней, чтобы приобрести необходимые навыки, прежде чем начинать такие амбициозные проекты, как оформление патио. Для больших проектов требуется большое количество гальки и, вероятно, такая же увлеченность процессом, какую я унаследовал.

После разработки дизайна, я выкапываю место под фундамент мозаики. Затем еще на 5 дюймов (12,7 см) вниз от обозначенного конечного уровня, выравниваю поверхность, пока она не становится совершенно ровной. В зависимости от места, иногда определяю уклон. Например, если зону надо осушать, то уклон в 2 процента - это стандартное явление.

В соответствии с условиями климатической зоны, в которой я живу, я планирую для основы мозаики 2 дюйма (5 см) под уплотнение щебнем и 3 дюйма (7,5 см) для раствора. Затем распределяю гравий по дну и уплотняю его ногами, пока он поверхность не станет твёрдой. Для больших пространств, как в случае с патио, я на этом этапе использую взятую в аренду виброплощадку. Более глубокий фундамент под гравий может понадобиться в районах, где происходит промерзание почвы, поскольку могут возникнуть трещины в растворе. Но есть и альтернативный метод, мозаику можно сделать на бетонной плите, что значительно увеличит прочность изделия. Узнать, промерзает ли земля в вашем районе можно в местном отделении по контролю за строительством или у поставщиков строительных материалов для кладки. Это необходимо сделать, чтобы знать, какими требованиями руководствоваться при выборе материалов для достаточно крепкого фундамента.

Для изготовления мозаики с прямыми краями, прежде чем укладывать гравий, я сооружаю форму со столбиками и бортиками 5,08 см*15,24 см. Для мозаики с изогнутыми линиями, я использую прочную пластиковую окантовку газона или панель из гипсокартона, которые устанавливаются поверх гравийной основы, поскольку, таким образом, они видны на поверхности и не достают до земли. Верхняя часть окантовки послужит ориентиром для выравнивания мозаики, поэтому ее можно расположить на предполагаемом уровне мозаики в завершенном виде. Для изготовления мозаики более 60 см в длину, весьма кстати придется уровень. Небольшие мозаики, такие как дорожки или бордюры можно делать, используя близлежащий грунт для создания формы.

Прежде чем удалить форму, я жду несколько дней, пока полностью не затвердеет раствор. Для извлечения деревянной или гипсокартонной формы использую мотыгу или лопатку, а пластиковую извлекаю вручную.

Изготовление галечной мозаики

1. Выкопайте базовый уровень и затем насыпьте и хорошо утрамбуйте мелкий гравий. Глубина уровня зависит от климатической зоны

2. Намочите гальку, чтобы выделить различия в цвете

3. Отберите плоские камни с плоской стороной

4. При изготовлении каменного обрамления мозаики, прежде чем заливать раствор, сначала разложите камни, чтобы убедиться, что все в порядке. Убедившись, что обрамление выглядит так, как вы хотите, уберите камни и приступайте к изготовлению мозаики.

5. Когда раствор по консистенции будет как густой пудинг, влейте его таким образом, чтобы остался примерно 1 см (1/2 дюйма) до уровня мозаики в готовом виде.

6. Разместите небольшие камни боком, плоской стороной наружу. Располагайте камни настолько плотно, насколько это возможно.

7. Помещайте камни рядом друг с другом, вдавливая их в раствор.

8. Завершив сегмент, поместите поверх доску для выравнивания и встаньте на неё.

9. Смойте излишки раствора.

10. Прежде чем приступить к следующему сегменту, очистите края маленькой мотыгой или лопаткой.

11. В итоге получилась мозаика, воспроизводящая изгибы реки.

Смешивание порций раствора

Для изготовления мозаик предпочтительнее использовать строительный раствор, а не бетон.

Поскольку в смеси присутствует песок, но не крупный, это позволяет создавать более гладкую поверхность и прочнее соединяться раствору с камнями.

Для работы я использую небольшие порции раствора, по одной упаковке за раз (на 90-120 см²). Важно четко организовать действия, поскольку приходится работать быстро. Никогда не занимаюсь изготовлением мозаики в жаркие солнечные дни. Работа в облачный день или в тени дает мне примерно 20 дополнительных минут, прежде чем раствор начнет застывать.

Для приготовления раствора я использую строительную тачку и шланг с разбрызгивателем. Сначала добавляю 2,5 см воды в тачку и затем всыпаю туда упаковку смеси раствора. Упаковки обычно бывают по 27 - 36 кг. При работе с сухой смесью раствора неплохо использовать защитные перчатки и маску, чтобы избежать вдыхания пыли. Я тщательно перемешиваю раствор садовой мотыгой касаясь дна, чтобы вся смесь пропиталась влагой, при необходимости добавляю воды.

Когда порция раствора по консистенции становится похожей на густой пудинг, я выливаю его на слой уплотненного гравия. Начиная с краев, я распределяю раствор. Чтобы мозаика не получилась выше, чем вы запланировали, распределенный слой раствора должен быть на 1,2 см ниже итогового уровня. В зависимости от размера камней, некоторое количество раствора может быть вытеснено, особенно после выравнивания поверхности мозаики. Поэтому во время укладки более крупных элементов, я удаляю часть раствора.

Я уделяю большое внимание тому, как камни друг другу подходят. В основном, я укладываю более мелкие камни по краям так, чтобы больше половины камня было погружено в раствор. Важно, чтобы камни было хорошо закреплены, так они не будут сдвигаться со временем (фото 6). Влажные камни лучше закрепляются в растворе. Мозаика выглядит лучше, если камни расположены плотно друг к другу, а раствор почти не виден (фото 7). Использование камней контрастных цветов делает узор более четким. По краям мозаики я оставляю запас раствора, чтобы предотвратить сползание камней, лежащих по краям до высыхания раствора.

После установки камней, раствор начинает засыхать. Я кладу кусок строительной фанеры (около 12,7 мм толщина) поверх мозаики и становлюсь сверху, таким образом, разравниваю поверхность так, чтобы она находилась на уровне верхней части формы (фото 8). Затем я убираю фанеру и проверяю мозаику, все ли камни хорошо закрепились. Иногда эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока не получим нужный уровень поверхности мозаики.

После выравнивания, я аккуратно смываю и удаляю излишки раствора, пока поверхность мозаики не станет чистой (фото 9), остатки раствора удаляю при помощи заостренной лопатки, зубила или маленькой мотыги (фото 10). Эти излишки раствора я распределяю по поверхности следующего участка, затем проделываю тоже, что и с первым участком. На выполнение больших проектов (как, например, патио) требуется до нескольких дней.

Чем дольше сохнет раствор, тем крепче он будет. Раствор высыхает не равномерно - на поверхности он сохнет быстрее, это может стать причиной появления трещин, поэтому чтобы продлить процесс высыхания, необходимо смачивать мозаику в течение нескольких дней. Если на камнях после высыхания остается раствор, я удаляю его соляной кислотой (хлористоводородная кислота). Надо протереть поверхность мозаики тряпкой, чтобы удалить кислоту и вместе с ней остатки раствора. Необходимо использовать защитные перчатки и респиратор при работе с соляной кислотой. Затем, чтобы окончательно удалить кислоту, полейте мозаику водой из шланга.

Если позднее камни из мозаики выпадают, то их можно приклеить при помощи небольшого количества полимерного продукта Thinset, который обычно используют для укладки плитки. Он на основе акрила и очень клейкий. Поскольку этот клей отличается по цвету от раствора и будет заметен, я использую лишь небольшое количество и тщательно очищаю камни от излишков клея. В современном мире асфальта и серого бетона, мозаика из гальки будет привлекать внимание и выделяться. Люди редко проходят мимо моего дома, не остановившись, чтобы рассмотреть и восхититься мозаиками, которые я создал. Существует некая магия, благодаря которой кропотливая работа того стоит.

Мозаичное покрытие - беспроигрышный вариант, если вы желаете создать действительно необычный и оригинальный интерьер. Античное очарование рукотворных «картин», выложенных из натурального камня, определенно никого не оставит равнодушным! Мечтаете о создании мозаики своими руками? Наша инструкция поможет осуществить эту идею.

Особенности мозаики из камня

В отличие от других видов мозаик, производимых из стекла и керамики, каменные «картины» обладают своими неоспоримыми преимуществами. Первое и самое важное - возможность создать рисунок и подобрать материал своими руками без лишних капиталовложений.

Кроме того, натуральный материал предоставляет немалый простор дизайнерской мысли за счет широкого спектра видов камней. Еще одним привлекательным свойством является долговечность и прочность мозаики, обеспеченная цементной основой конструкции.

Материалы и инструменты

  • Галечник
  • Речной песок
  • Холстина или мешковина
  • Гвозди
  • Доски
  • Цемент
  • Прозрачный лак
  • Молоток
  • Ножовка
  • Кисть
  • Емкости для клея и раствора
  • Щетка.

Технология создания

Прежде всего, запаситесь подходящим материалом. Это могут быть камни с берегов моря, ручьев, рек, горных склонов, огородов и пашен. Выбирайте мелкую гальку (размером 1-4 см)

Собранные камни промойте в теплой воде со стиральным порошком или мылом, удаляя щеткой грязь из трещин и углублений

Очищенный материал рассортируйте по размеру и цвету

Подготовьте из досок квадратную опалубку с высотой бортов 7-8 см и фанерным дном

Заготовьте песок. Можно взять обычный речной, если его предварительно просушить и просеять

Положите опалубку на стол и засыпьте её на 3-4 см песком

Уложите камни на песок в соответствии с эскизом. Старайтесь, чтобы они лежали плотно, плоскими гранями вверх

Приготовьте в отдельной емкости раствор из столярного клея. Для большей выразительности его можно разбавить водоэмульсионной краской

Нанесите на холстину густой слой клея, не задевая края

После чего, положите холстину промазанной стороной на мозаику и разгладьте поверхность ладонью

Как только клей высохнет, аккуратно приподнимите холстину и переверните её камнями вверх. Если мелкие детали не приклеились, повторно вставьте их в мозаичный набор

Оставшиеся песчинки снимите мягкой щеткой

Песок ссыпьте в ведро, а в опалубку положите холстину с камнями

Перемешайте его до густого состояния и залейте в опалубку, покрыв половину объема.

Уложите армирующую стальную сетку с ячейкой 100×100 мм, а затем залейте остаточный слой. Сетка не даст плите сломаться.

В течение 2-3 дней обильно смачивайте раствор водой для того, чтобы увеличить его прочность

После высыхания переверните опалубку, смочите влажной губкой холстину и аккуратно ее удалите

Покройте камни прозрачным лаком для того, чтобы они со временем не тускнели.

Полученной в результате мозаичной плиткой из натуральных камней вы можете украсить любую поверхность.

Каменная – древнейший вид этого прикладного искусства. Причем материалом может выступать как дорогой облицовочный камень, так и самая простецкая – результат все равно будет очень эффектным. Ну а выбор цвета, обработки и даже породы камня зависит от стиля интерьера.

Камень – материал, обладающий исключительной уникальностью цвета, рисунка и поверхности. Они настолько характерны, что даже сочетанием кусочков разной формы и блеска можно получить фактурное интересное покрытие. Так, например, и создавали первую мозаику: из цветной речной гальки, выкладывали узоры на садовых дорожках и во дворах.

О том, что такое каменная мозаика, расскажет данное видео:

Отличительные особенности

Каменная мозаика от всех остальных отличается несколькими особенностями:

  • материалом может выступать абсолютно любой камень: и малахит, песчаник и галька, туф и даже осколки . Любой камень неповторим;
  • форма камня может быть любой, все зависит от характера панно. Из той же гальки мозаику собирают без всякой дополнительной обработки, пользуясь естественной формой. Из поделочного камня для флорентийской мозаики выпиливают фрагменты требуемой формы;
  • укладка камня – дело очень и очень непростое. Если для создания мозаичной гравийной дорожки особых умений не требуется, скорее, понадобится большое терпение, то при создании изображения из осколков мрамора нужен высокий уровень мастерства. Каменная мозаика такого рода – для пола, для стен, изготавливается на заказ или приобретается в готовом виде.

Мозаика из натурального камня своими руками (фото)

Характер применения

Кроме того, при выборе следует учитывать и характер применения:

  • Мозаика на полу должна соответствовать условиям эксплуатации в здании.
    • Так, мрамор, являясь материалом исключительно декоративным, прекрасно подходит для облицовки и полов, и стен, но лишь в помещениях со средним уровнем посещаемости. Мрамор склонен к истиранию, так что при большой нагрузке быстро теряет свой блеск. Гранит, например, гораздо устойчивее, так что лучше подходит для отделки полов в общественных зданиях.
    • При выборе необходимо учитывать и скользкость. Полированные плитки, даже каменные отличаются довольно высокой скользкостью. Зачастую этот параметр игнорируют, но если речь идет о квартире, где живут дети, от укладки мраморной мозаики на пол желательно отказаться.
  • Мозаику на крыльце или подъездной дорожке выполняют из камня, хорошо переносящего мороз. Из облицовочных пород на эту роль больше всего подходят гранит, базальт, из искусственных – . Стойкость к износу здесь тоже нужно учитывать.
  • Панно на стене может быть собрано из любых пород: малахита, оникса, лазурита, яшмы, агата и так далее. Стоимость такого изделия чрезвычайно высока. Однако и сравнить что-либо с великолепием каменной отделки весьма сложно. А вот в интерьерах современных такая «роскошь» в виде картины-мозаики из натурального природного камня будет избыточной. В техно или минимализме предпочтение отдается «скромному» камню с тонкой игрой оттенков.

Размеры и форма

В отличие от форма каменных чипсов не регламентируется. В зависимости от типа мозаики форма ее составляющих колеблется в довольно широких пределах.

  • Обычным сырьем выступают плитки цветного камня толщиной в 8–12 мм. Такие плитки распиливают на прямоугольники, а прямоугольники раскалывают. Полученные фрагменты зачастую имеют неправильную форму и острые края, которые удаляют кусачками.
  • Для геометрически правильной мозаики, пластину распиливают на правильные фрагменты – квадраты, прямоугольники и треугольники. Более сложные формы из камня исключительно редко встречаются, так как расход материала при этом очень велик.
  • В среднем величина таких фрагментов приблизительно равна квадрату 5*5 см, бывает и меньше. Размер чипсов зависит от величины всего панно. Если мозаика не превышает 60*60 см, то чипсы должны быть не более чем 5*5 см. Если в целом длина полотна достигает 1 м, то размер фрагментов может увеличиваться до 7*7, 10*10 см.
  • Чипсы собирают в модули с размерами 30*30 см – не более. Материал весьма тяжел и укладывать более крупные листы сложно. Собирают мозаику в мастерской, а к месту отделки транспортируют в виде готовых модулей вне зависимости от того, какую площадь занимает готовая мозаика.

Классификация

Самой популярной классификацией для каменной мозаики является указание на породу камня. На самом деле такое разделение более чем условно, поскольку мозаика может комбинировать материал очень разного плана и включать вставки перламутра, золота, серебра, . Конечно, такой вариант более присущ отделке мебели, но и при облицовке стен , и является популярным приемом.

По стоимости материала

Несколько практичней классификация по стоимости материала:

  • мозаика из драгоценных и полудрагоценных камней – таким образом отделывают фрагменты мебели, шкатулки, вазы и другие небольшие предметы;
  • панно из поделочного камня – это малахит, яшма, лазурит, агат, змеевик и другие материалы яркого цвета, с характерным узнаваемым рисунком;
  • отделка из облицовочного камня – мрамора, гранита, базальта, лабрадорита. Несмотря на красоту и изысканность породы относятся к материалу более доступному по цене;
  • мозаика из простого или «дикого» камня – это галька, туф, песчаник, собственно, любой природный материал, подвергшийся какой-то обработке или в естественном своем виде;
  • панно из искусственного камня – чипсы можно изготовить из керамогранита, хотя это весьма условный камень, из агломератов на основе полиэфирной или акриловой смолы и даже из . Хотя это и самый доступный вариант, он может быть весьма привлекательным.

По способу обработки поверхности

Кроме того, мозаичные фрагменты разделяют по способу обработки поверхности, если он есть. Предполагаются всего 2 возможности:

  • полированная – перед резкой каменную пластину шлифуют и полируют. Камень при этом обретает яркий блеск, рисунок становится более выразительным, цвет – интенсивным. Такой способ обработки чаще всего применяют к поделочным и облицовочным породам;
  • состаренная – или античная. Ее получают обработкой плитки в пескоструйном или галтовочном аппарате. При этом поверхность чипсов становится матовой, слегка шершавой, а края обтачиваются. Старинный вид больше подходит обычному камню, придавая ему налет благородства.

По назначению

По назначению каменную мозаику разделяют на 2 следующих вида:

  • фоновая мозаика – состоит из фрагментов одинакового цвета, приблизительного одинакового размера из одной и той же породы камня. Возможно использование двух оттенков, если формируется фон с геометрическим узором;
  • мозаичное панно – изображение, имеющее сюжет или сложный замысловатый узор. Здесь применяются все возможные оттенки, разные формы, а зачастую и разные породы камня. Панно может быть выполнено на фоне мозаики или быть вставкой при отделке другими материалами.

Изготовление мозаики

Изготовление мозаичного панно из камня разительно отличается от сборки и укладки любого другого варианта. Связано это и с особенностью самого материала, и с методами укладки.

Основные этапы работы следующие:

  1. создание макета или акварельного рисунка;
  2. разбивка изображения на отдельные элементы – по величине цветных участков;
  3. подбор материала по цвету и фактуре;
  4. нарезка камня;
  5. формирование мозаичных модулей;
  6. соединение модулей;
  7. соединение всех фрагментов, составляющих единую картину;
  8. шлифовка и полировка готовой мозаики.

Эта работа очень сложна, трудоемка и занимает массу времени. Кроме того, в зависимости от способа укладки и типа мозаики этапы укладки реализуются по-разному.

О производстве мозаики из камня рассказывает данный видеосюжет:

Флорентийская

Флорентийская мозаика из камня — особенное дело. Готовое изображение предварительно разбивают на фрагменты, величиной примерно соответствующие 30*30 см. Примерно, поскольку форма таких элементов может быть сколь угодно неправильной. Такие элементы могут выполнять разные люди, поскольку при правильной разбивке и качественном выполнении разницы не ощущается.

  1. Каждый такой фрагмент разбивается на элементы – участки разного цвета.
  2. По контуру фрагмента вырезают пластинку из шифера. На шифере размечают форму и месторасположение каждого кусочка камня. Для разметки используют медный карандаш. Пластинку, чтобы отметки не стерлись, покрывают прозрачным лаком.
  3. По рисунку подбирают каменные пластины соответствующего оттенка.
  4. Из пластины алмазным кругом вырезают кусочек камня нужного цвета и формы. Затем кусочек шлифуют до тех пор, пока он не будет в точности соответствовать шаблону. Элемент притирают абразивом, пока шов не станет незаметным.
  5. Приклеивают фрагмент на шиферную пластинку мастикой.
  6. Следующую деталь изготавливают таким же образом и также плотно подгоняют. Получаемая поверхность должна быть совершенно ровной и гладкой.
  7. Чтобы придать большую прочность готовому изделию, с обратной стороны подливают гипс.
  8. Выравнивают одну сторону модуля, затем шлифуют его лицевую поверхность. Выравнивают вторую сторону: для этого аккуратно стирают гипс, шлифуя фрагмент с нижней стороны.
  9. Когда нижняя сторона элемента станет ровной и гладкой, мозаику крепят на постоянное основание.
  10. Все части панно подшлифовывают друг к другу и склеивают. Для этого элементы размещают лицевой стороной на стекле. На стекло предварительно укладывают кальку. Мозаику выравнивают, снова шлифуют и полируют, чтобы довести до совершенства.

Все элементы флорентийской мозаики точно подогнаны друг к другу, чтобы создавалось впечатление, что изображение состоит из одного куска камня.

Основные работы по изготовлению элементов и шлифовки производят на плоско-шлифовальном станке с абразивно-алмазным инструментом. Для облицовки и полировки используют алмазную пасту или окись хрома. Для соединения применяют эпоксидный клей.

Пол из каменной мозаики в душе

Римская

Суть технологии такова: на полу или стене формируется ложе из или . Для каждого фрагмента в грунте вырезаются углубления и покрываются цементирующим грунтом. Каждый камень укладывается в свою выемку и закрепляется.

  1. При таком способе укладки размеры и форма чипсы не имеет никакого значения. Для римской мозаики материал изготавливают впрок: нарезают каменные пластинки и сортируют по цвету и тону. А затем при укладке используют уже готовые элементы.
  2. В качестве основы под панно может применяться текстолит, гетинакс, камень средней плотности.
  3. Создают акварельный рисунок и переносят на основу. Затем изображение разделяют на отдельные элементы и подбирают камни по цвету.
  4. Подходящий по размерам и цвету элемент приклеивают на основу. О точности подгонки камней друг к другу можно не беспокоиться. При необходимости используют пинцет.
  5. В качестве клея можно использовать обычный эпоксидный. Однако известные мастера предпочитают пульвербакелит. Он сохнет в течение 1,5–2 месяцев, что позволяет в течение всего этого времени внести в рисунок поправки, изменив какие-то элементы.

Можно ускорить схватывание, если прогревать мозаику при температуре в 40 С.

После высыхания мозаику шлифуют чугунным притиром с карбидом кремния или бора. Полируют изображение курантом из халцедона с алмазной пастой и зеленым крокусом. Панно промывают водой и укладывают под груз, чтобы основание от воды не «повело».

Русская

Так чаще всего называют наиболее дорогие виды мозаики из поделочного или драгоценного камня. Изображения здесь как такового нет: картина представляет собой некий орнаментальный узор, который мог бы возникать на камне подобных размеров. При этом природный рисунок камня сохраняется, но приобретает несвойственную естественному художественность и симметричность.

  1. Для панно из среднего камня – мрамора, змеевика, а также или металла изготавливают основу, в точности соответствующую форме.
  2. По шаблону получают пластинки из камня и приклеивают их эпоксидным клеем. Можно использовать и другие походящие мастики.
  3. Пластинки зашлифовывают друг с другом так, чтобы возникало впечатление монолитного куска камня. Подбирают, соответственно, не только по цвету и оттенку, но и по рисунку.
  4. Готовое изделие шлифуют и полируют.

Возможно изготовление мозаики на сферических и других криволинейных плоскостях. В этом случае пластинки нужной формы вырезают из плиток на шлифовальных станках с помощью профильных абразивных кругов. Затем фрагменты притирают друг к другу и накладывают на основание.

Про изготовление, укладку и затирку для мозаики из натурального и искусственного камня читайте ниже.

Своими руками

Создать каменное панно можно и самостоятельно, если использовать более доступные материалы с более низкой стоимостью. Технология при этом упрощается, хотя многие этапы повторяются.

Камень для мозаики чаще всего подбирают по размерам и цвету, а не нарезают. Проще всего использовать для морскую гальку, чья округлая выпуклая форма выглядит привлекательно. Чтобы получить цветное изображение, гальку предварительно покрывают цветной эмалью.

Изготавливать мозаику желательно на месте, и, так же как поступают профессиональные мастера, закреплять на основание. В качестве последнего применяют фанерные щиты, толщиной от 12 до 18 мм – это зависит от величины панно. Фанеру покрывают несколькими слоями какого-либо водонепроницаемого состава и вырезают из листа основание нужной формы.

Основанием может быть деревянным. Его обрамляют деревянными или металлическими рейками, чтобы и камни не выступали над поверхностью. Также можно изготовить и бетонные плиты толщиной от 12 до 50 мм. Бетон обязательно армируется сеткой, чтобы предотвратить растрескивание.

  1. На основание переносится рисунок – орнамент или изображение.
  2. Камни можно выкладывать на цементный состав, на эпоксидный клей, казеин и даже битумную мастику. Технология сходна с римской укладкой: камень подходящего цвета приклеивают на его место и прижимают. Подгонка элементов друг к другу не проводится.
  3. Мозаику выравнивают – используется для этого металлическая линейка или даже резиновый молоток. Полученная поверхность может быть и неровной, но высота всех элементов должна быть одинаковой.
  4. Если швы между элементами кажутся слишком большими, можно заполнить их таким составом: камень подходящего оттенка растирают и смешивают с клеем ПВА, чтобы получить пасту нужного цвета. Таким составом заполняют зазоры и полируют его после высыхания.
  5. Каменную мозаику по готовности накрывают влажной тканью, и оставляют на 7 дней, чтобы клей или цемент схватился.

Есть и другой способ, если речь идет о фоновой мозаике, то есть, одноцветной или миксе из близких оттенков. Такой вариант ничем не отличается от : чипсы примерно одинаковой формы закреплены на полимерную сетку.

Укладывается он совершенно традиционным способом: приклеивается на плиточный клей так, чтобы модули были плотно состыкованы и производили впечатление цельной поверхности. Клей схватывается намного быстрее, так что через сутки поверхность затирают обычными составами. Это наиболее простой способ или каменной мозаикой.

О цене на мозаику из натурального и искусственного камня читайте ниже.

Стильная мозаика из морских камней

Стоимость изделий и работ

Камень, даже самый простой – материал куда более дорогостоящий по сравнению с любыми другими вариантами. Такая отделка требует больших расходов, даже если используется только фоновая мозаика.

  • Так, мозаика из камня в виде сетки из гальки из Китая размерами в 30–34 см обойдется в 300–500 р. А такой же модуль из гальки меньших размеров, непривычного цвета – слоновая кость «потянет» уже на 1700 р. за шт.
  • Испанская мозаика – самый простой микс, стоит от 4500 до 7500 р. за модуль. Модуль-панно с геометрическим орнаментом обойдется в 18 тыс. р.
  • Стоимость каменного панно-изображения варьируется весьма существенно в зависимости от размера, сюжета и, конечно, используемого материала. Например, мраморное панно – натюрморт с фруктами, площадью в 0,9 кв. м. стоит 84 856 р.

Работа по укладке оценивается тоже очень по-разному. Монтаж мозаики из камня на сетке приравнивается к облицовке керамикой и оценивается примерно в 1800–2000 р. за кв. м покрытия. Укладка мозаичного панно и фоновой мозаики, по сути, сводится к креплению плитки-основы на поверхность.

Как правило, мозаичные мастерские, изготавливающие декоративное панно, включают установку в стоимость. Подготовка основы при этом либо оценивается отдельно, либо проводится самостоятельно.

Каменная мозаика невероятно разнообразна. Это может быть и красочное изображение из поделочного камня, и сложный узор русской мозаики, и простой орнамент из гальки. Какой бы вариант ни был выбран, известно одно: ничто не придает комнате столько индивидуальности, сколько эта удивительная отделка.

Хотите выложить мозаику из камня, но не знаете, какой рисунок выбрать? Тогда вам поможет видео ниже:

Про садовые дорожки из всевозможных материалов написано невероятное количество статей. Дорожки из бетонных листьев, спилов дерева, кирпича, или просто засеянные травой… Казалось бы уже сложно чем-то удивить. Однако сегодня попробуем выложить своими руками мозаичные тропинки из морской гальки. Это совсем несложно. А при должном терпении, ну и конечно наличии необходимого количества камней, могут получиться невероятные шедевры.

Необходимые материалы:

  • галька разного размера;
  • песок;
  • фанера (отрез пленки или брезента);
  • каменная крошка;
  • бетонная смесь;
  • вода;
  • деревянный или резиновый молоток;
  • уровень;
  • шланг;
  • жесткая щетка.

Для начала сортируем имеющуюся гальку по цветам и форме. При необходимости с них нужно смыть грязь и песок. Можно приступить к созданию дорожки без эскиза, полностью повинуясь своей фантазии. Но лучше все же будет иметь хотя бы предварительный набросок того, что в итоге должно получиться.

Для этого на листе фанеры (куске брезента или полиэтиленовой пленки), засыпанной 10 см слоем песка выкладывается предварительный рисунок из камней. Камни укладываются вертикально, плотно прилегая друг к другу и соприкасаясь в центре. Когда вы будете довольны рисунком, сфотографируйте его и запишите примерное количество и размер камней, чтобы затем воспроизвести его уже на дорожке.

Для того, чтобы будущая мозаика не собирала дождевую влагу, ее необходимо выкладывать на уровне чуть выше земли. На размеченной дорожке выкапывают область под мозаику глубиной до 20 см. Дно ямы засыпают каменной крошкой, слоем песка и бетонной смесью, слоем около 5 см. Смесь из лейки или шланга смачивают до рыхлого состояния (чтобы она перестала быть сыпучей). При создании 10 кв м мозаики израсходуется примерно 1 мешок бетонной смеси.

В случаях, когда выкладывается круговая мозаика, для разметки будущего рисунка удобно воспользоваться двумя гвоздями и веревкой.

Чтобы мозаика надежно была закреплена в земле, первые камни закапывают в бетонной смеси на 1/3. Позже, когда рисунок будет выложен полностью, сверху будет насыпан еще один слой смеси. Первый камень устанавливается в центре строго вертикально.

Вокруг него при помощи маленькой лопаты вырываются отверстия, в которых постепенно начинает выкладываться каменный рисунок.

Камни устанавливаются строго вертикально. При необходимости рисунок корректируется руками. Стыки между камнями должны быть прочными. Камни в самой середине должны соприкасаться друг с другом.

При выкладывании рисунка при помощи уровня следят за тем, чтобы камни находились на одной высоте. Для регулировки высоты пользуются резиновым молотком.

После того, как мозаика будет полностью выложена, ее окаймляют камнями, кирпичами или другим запланированным материалом, таким образом формируя окончательный вид дорожки. Пробелы между камнями заполняются остатками бетонной смеси. Мозаика смачиваются водой, накрывается брезентом на сутки. За это время бетон насытится влагой, но не высохнет.

На следующий день бетонная смесь забивается между камнями так, чтобы на поверхности осталось не больше 1/3 камней. Чем больший слой бетонной смеси будет уложен на мозаику, тем дольше она прослужит.

При помощи шланга смесь увлажняется до полного насыщения. Если она при этом дает сильную усадку, добавляется еще один слой бетонной смеси. После этого мозаику на час-полтора оставляют в покое, для того, чтобы смесь полностью пропиталась и успела чуть-чуть просохнуть.

Мозаику обкладывают пластиковым брезентом и оставляют в таком состоянии на пару дней. Полностью мозаика высохнет через пару недель, после чего можно не только любоваться своим произведением искусства, но и пользоваться им по прямому назначению.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх